2 № п/п 1 2 Содержание Раздел Пояснительная записка Раздел I. Целевой раздел. 1.1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания 1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания 1.2.1. Уклад образовательной организации 1.2.2. Воспитывающая среда ДОО 1.2.3. Общности (сообщества) ДОО 1.2.4. Социокультурный контекст 1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО 1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3 -м годам) 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Раздел II. Содержательный 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания 2.1.1. Патриотическое направление воспитания 2.1.2. Социальное направление воспитания 2.1.3. Познавательное направление воспитания 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания 2.1.5. Трудовое направление воспитания 2.1.6. Этико – эстетическое направление воспитания 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания Раздел III. Организационный 3.1.Общие требования к условиям реализации Программы воспитания 3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО 3.3. Организация предметно – пространственной среды 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса 3.5. Нормативно – методическое обеспечение реализации Программы воспитания 3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей 3.7. Примерный календарный план воспитательной работы Основные понятия, используемые в Программе 3 № страницы 4 6 6 7 7 7 9 10 12 13 14 16 16 17 18 18 19 20 21 22 24 26 27 30 30 31 32 37 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания (далее – Программа, Программа воспитания), разработана на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольных образовательных организациях предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования, к реализации Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на портале https://fgosreestr.ru. ДОО руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации». Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1. Примерная программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 4 В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат конституционные и национальные ценности российского общества. Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для разработчиков рабочей программы воспитания. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, отражено взаимодействие участников образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО. Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. 5 Раздел I. Целевой раздел 1.1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через: 1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; 2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; 3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1 год, 1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы. 1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Методологической основой Программы являются антропологический, культурноисторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности». Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания 6 позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни; принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. 1.2.1. Уклад образовательной организации Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметнопространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО. Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО). 1.2.2. Воспитывающая среда ДОО Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. 1.2.3. Общности (сообщества) ДОО Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. Воспитатель, а также другие сотрудники должны: быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; 7 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других. Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух 8 доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели. Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования. Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения: педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым; улыбка – всегда обязательная часть приветствия; педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки; педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду; тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса; уважительное отношение к личности воспитанника; умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему; умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему; уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми; умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми; умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада. 1.2.4. Социокультурный контекст Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности являются определяющими в структурносодержательной основе Программы воспитания. 9 Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы. Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации. В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания. 1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики: предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками); культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей). Методы реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной деятельности представлены в четырёх направлениях: Направление Реализация системы творческих заданий, ориентированны х на познание объектов, ситуаций, явлений Методы и способы реализации культурных практик Содержание направления Методы накопление творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть, целое); рассмотрение их в противоречиях; моделирование явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития 10 Наглядно – практические /методы сериации и классификации, формирования ассоциаций, установление аналогии, выявление противоречий/ Формы работы с детьми Занят ия Экскурсии Реализация системы творческих заданий, ориентированны х на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений Реализация системы творческих заданий, ориентированны х на преобразование объектов, ситуаций, явлений Реализация системы творческих заданий, ориентированны х на создание новых объектов, ситуаций, явлений систем накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений; рассмотрение объектов ситуации, явление с различных точек зрения применение существующим системам перенос функций в различные области применения положительный эффект путём использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов Приобретение творческого опыта осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем Изменение внутреннего вида систем Учёт при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций и явлений Развитие умения создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности Ориентирование на выполнение творческого задания на идеальный конечный результат развития системы Переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью диалектической логики 11 Словесные и практические методы Приём аналогии, «оживления», изменения агрегатного состояния, увеличение-уменьшение, «матрёшки», «наоборот», обращение вреда в пользу Подгрупповы е занятия Организация самостоятельн ой деятельности детей Экологические опыты Экспериментировани е с изобразительными материалами Усовершенствование игрушки Конкурсы детско – родительского творчества Подгрупповая работа детей в лаборатории Диалоговые методы Методы экспериментирования Метод проблематизации «Мозговой штурм» Развитие творческого воображения Совместная деятельность педагога с детьми 1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем. На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей». 12 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам) Направление Ценности Патриотическое Родина, природа Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Познавательное Знание Физическое И оздоровительное Здоровье Трудовое Труд Этико-эстетическое Культура и красота Показатели Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе. Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными 13 видами деятельности. 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам) Направления воспитания Патриотическое Социальное Познавательное Физическое и оздоровительное Ценности Показатели Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла, дружба, принимающий и уважающий ценности семьи и сотрудничеств общества, правдивый, искренний, способный о к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Знания Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. Здоровье Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. Родина, природа 14 Трудовое Труд Этико-эстетическое Культура и красота Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. 15 Раздел II. Содержательный 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты. 2.1.1. Патриотическое направление воспитания Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России; эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом; регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России. Задачи патриотического воспитания: 1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; 2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа; 3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической 16 принадлежности; 4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа; организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям; формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека. 2.1.2. Социальное направление воспитания Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления. Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе. Выделяются основные задачи социального направления воспитания. 1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. 2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. 3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.; воспитывать у детей навыки поведения в обществе; учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности; учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей; 17 организовывать коллективные проекты заботы и помощи; создавать доброжелательный психологический климат в группе. 2.1.3. Познавательное направление воспитания Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания. Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Задачи познавательного направления воспитания: 1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; 2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; 3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.). Направления деятельности воспитателя: совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг; организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми; организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования. 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Задачи по формированию здорового образа жизни: обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка; закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям; формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня; воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности. Направления деятельности воспитателя: организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада; создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; 18 введение оздоровительных традиций в ДОО. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО. В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой. Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи; формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела; формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом; включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру. Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей. 2.1.5. Трудовое направление воспитания Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания. 1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы: показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников; 19 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием; предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия; собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности; связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям. 2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания: 1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений; 2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека; 3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; 4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; 5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; 6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами; воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом; воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду. Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной 20 составляющей внутреннего мира ребенка. Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее: выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества; уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОО; организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.; формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке; реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса В перечне особенностей организации воспитательного процесса в ДОО отображаются: региональные и муниципальные особенности социокультурного окружения ОО; воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует ОО, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные и т. д.; воспитательно значимые проекты и программы, в которых ОО намерена принять участие, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные и т.д.; ключевые элементы уклада ОО; наличие инновационных, опережающих, перспективных технологий воспитательно значимой деятельности, потенциальных «точек роста»; существенные отличия ОО от других образовательных организаций по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике; особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами ОО; особенности ОО, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью. Методы воспитания, применяемые в педагогическом процессе Методы воспитания Формирование сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, пример) Организация деятельности (упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации) Стимулирование (соревнование, поощрение, наказание) Стимулирующие познавательный интерес Стимулирующие творческий характер деятельности Методы, направленные на создание соревновательных ситуаций Предвосхищающая результат деятельности положительная оценка Сопереживающая критика Создание и развитие игровой ситуации 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания 21 В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ОО. Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада ОО, в котором строится воспитательная работа. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников строится на принципах, определённых ФГОС ДО: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - учёт этнокультурной ситуации развития детей; - учёт образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей; - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; - единый подход к процессу воспитания ребёнка; - открытость дошкольного учреждения для родителей; - взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; - уважение и доброжелательность к друг другу; - дифференцированный подход к каждой семье; - равно ответственность родителей и педагогов ДОУ создаёт возможности: - для предоставления информации об образовательной программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности; - для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы, в том числе в информационной среде; - для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы. Деятельность ДОУ и семьи реализуется при условиях: - единства подходов к реализации целевых установок развития и воспитания дошкольников; - взаимного уважения участвующих в совместной деятельности сторон при понимании специфики решаемых задач каждым её участником; - учёта всеми субъектами воспитания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; - использования эффективных форм взаимодействия: совместные проекты, экскурсии, встречи с интересными людьми. Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Задачи взаимодействия с семьями воспитанников: - включение родителей в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития; - обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; - взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе 22 посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; - обеспечение возможности семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности получения информации об образовательной программе, обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией образовательной программы; - изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; - знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; - информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; - создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; - привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); - поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. Направления и формы взаимодействия с семьями Информационно – аналитический блок - сбор и анализ сведений о родителях и детях - изучение семей, их трудностей и вопросов - выявление готовности семей сотрудничать с детским садом - анкетирование - интерьюирование - наблюдение - изучение медицинских карт - заполнение документации группы Практический блок Направления 1. Просвещение родителей с целью повышения их психолого-педагогической, правовой культуры 2. Развитие творческих способностей, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс Формы и методы работы - день открытых дверей для родителей - родительские встречи - родительские собрания групповая библиотека методической литературы - консультации - индивидуальные беседы - проектная деятельность - семейные праздники - наглядные формы Информация в родительском уголке Папки-передвижки Ширмы Журналы, альбомы, брошюры, информационные листы - детско-родительские выставки Поделки из природного и 23 Контрольно – оценочный блок - анализ эффективности мероприятий, проводимых в детском саду -составление индивидуальных «маршрутов здоровья детей» составление индивидуально образовательных программ - опрос - книги отзывов - анкетирование учёт активности родителей подручного материала Фотовыставки Макеты - мастер-классы (встреча с интересным человеком, домашние коллекции, выставки рукоделия и т.д.) - домашняя игротека помощь родителей в обогащение предметнопространственной среды Раздел III. Организационный 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания ОО реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ОО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования: 1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения. 2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достиже нию целевых ориентиров Программы воспитания. 3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания. 4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) необходимо интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДО. Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей ДОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОО. Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО. Для реализации Программы воспитания уклад целенаправленно проектируется командой ДОО и принят всеми участниками образовательных отношений. Процесс проектирования уклада ДОО включает следующие шаги. 24 № п/п Шаг 1 Определить ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности ДОО. 2 3 Отразить сформулированное ценностно-смысловое наполнение во всех форматах жизнедеятельности ДОО: – специфику организации видов деятельности; – обустройство развивающей предметно-пространственной среды; – организацию режима дня; разработку традиций и ритуалов ДОО; – праздники и мероприятия. Обеспечить принятие всеми участниками образовательных отношений уклада ДОО. 25 Оформление Устав ДОО, локальные акты, правила поведения для детей и взрослых, внутренняя символика. ООП ДО и Программа воспитания. Требования к кадровому составу и профессиональной подготовке сотрудников. Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников. Социальное партнерство ДОО с социальным окружением. Договоры и локальные нормативные акты. Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности. Воспитывающая среда строится по трем линиям: «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств; «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей; «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности – игровой. 3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым. Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного ребенка. Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах: разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.); проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России; создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.). Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком. 26 3.3. Организация предметно-пространственной среды Общая территория МАДОУ № 9 составляет – 5522 кв.м. Территория огорожена по периметру металлическим забором, имеет 1 въезд для спецтранспорта, 2 входа для воспитанников, родителей (законных представителей), посетителей. На территории детского сада 6 прогулочных площадок (для каждой возрастной группы), оборудованных теневыми навесами (верандами), песочницей, оборудованием для лазания («радуга», «ракета», «дуги для подлезания»), домики деревянные. Площадки имеют достаточное озеленение. Имеется физкультурная площадка, площадка по изучению правил дорожного движения «Перекрёсток» (оборудована дорожными знаками). ДОУ располагается в отдельно стоящем двухэтажном кирпичном здании, общая площадь 1073,9 кв.м. Соответствует санитарным нормам и правилам, оборудовано центральным водоснабжением, канализацией, отоплением. В ДОУ имеется: - 6 групповых комнат (в каждой: спальня, раздевальная, туалетная и умывальные комнаты) - медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор - музыкальный зал совмещённый с физкультурным - кабинет учителя-логопеда - методический кабинет - кабинет руководителя по физическому воспитанию - кабинет заведующей - кухня - прачечная В дошкольном учреждении имеются технические средства: Сканер «Canon» Музыкальный центр «SAMSYNG» Видеомагнитофон «ВВС» Персональный компьютер – 4 шт Ноутбук «Lenovo» Проигрыватель «ВВК» Проектор «Beng» Телевизор цветного изображения «Philips» Фотоаппарат «SAMSYNG» Принтер HP 1215 – 3 шт Акустическая система «ВВК» Оборудование музыкального зала (совмещенного с физкультурным) Оборудование зала для физических упражнений и - атрибуты к праздникам и развлечениям; - атрибуты к играм и хороводам; аудио- и видеоматериалы; - электропиано «Yamaha» - музыкальный центр - проектор «Beng» - телевизор цветного изображения «Philips» Детские музыкальные инструменты: аккордеон; арфа; барабан; бубен; гитара; гусли; бубенцы; румбы; ложки деревянные; колокольчик; маракасы; металлофоны; гармошка; ксилофон; треугольник; погремушки, цимбалы, флейта - стол – тумба; - шкаф для методических материалов - детские стульчики; - скамейка - шведская стенка - гимнастические скамейки - мячи – фитболы 27 занятий (совмещенный с музыкальным) Оборудование кабинета учителя – логопеда Методический кабинет Оборудование медицинского кабинета Оборудование изолятора Оборудование процедурного кабинета Оборудование кабинета заведующей - шкафы для пособий; стол письменный; стул взрослый; - столы детские; стульчики детские; настенные зеркала; - зеркало для индивидуальной работы; навесная доска; - разрезная азбука настенная, дидактические материалы - мальберт - мебельная стенка; - стулья; - письменный стол; - стулья - оргтехника - столы; стулья; стульчики детские; - ростомер; весы; шкаф для документов; - лампа кварцевая; - кровать детская; раковина; - стульчик детский; лампа кварцевая; - гигиенические принадлежности - кушетка для ребенка - кушетка; холодильник для хранения медицинских препаратов; шкаф медицинский; - столик медицинский; сушка для полотенец одноразовых; - дозаторы - мебельная стенка; - стулья; - письменный стол; - журнальный столик - стулья - оргтехника Материалы и оборудование для занятий физической культурой № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Наименование Размеры ( мм.) Лыжные шапочки Лыжные костюмы. Лыжи с палками Ласты Кости Бананы Снежки Флажки Красные Синие Зелёные Гири Атрибуты для развлечений. Каски для игры в хоккей Мишень навесная Костюмы для проведения спортивных конкурсов 28 дл.600 ш.600 в.15 - Количество (шт.) 15 15 15 4 6 10 20 20 20 20 7 50 3 2 8 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72.. 73. Кубики красные Кубики зелёные Кубики желтые Кубики синие Ленточки разноцветные Массажные дорожки Длинномеры Ракетки для тенниса Мячики для тенниса Мешочки с грузом малым Мешочки с грузом большим Погремушки Канат Повязки спортивные Маски зверей: Птицы Лошадки Заяц Кот Лиса Волк Мышь Петух Лягушка Медведь Курица Атрибуты к праздникам. Бассейн надувной Маски Цветы Корона Ягоды Репка Поросёнок Самокаты Сетка для игры в волейбол Кольцо баскетбольное « Бадминтон» Коврики резиновые массажные Коврики гимнастические Фитболы Мячики для сухого бассейна Гантели жёлтые Гантели красные Гантели зелёные Игра « Городки» Клюшки Шайбы Мячи резиновые Мячи баскетбольные Мячи футбольные Обручи гимнастические малый Обручи гимнастические большой Палки гимнастические Дуги малые Мат складывающий Доска гладкая с зацепками д-.55-65 д.10 д. 200-250 д. 250--300 д.350 д.550-600 д.1000 дл. . 1000 в.50-60 д.2000 ш.1000 д.2500 ш.40 29 25 25 25 25 35 6 20 12 6 30 35 30 1 19 6 17 6 4 4 4 4 3 15 3 3 1 20 5 15 2 3 2 1 2 8 4 25 20 100 10 15 15 3 5 2 25 10 4 25 20 20 4 1 1 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. Палка для прыжков с разбега Стойки переносные для прыжков Мягкие модули Корзины для мячей Контейнеры для оборудования Гимнастическая скамейка Гимнастическая скамейка 81. 82. 83. 84. 85. Скакалка короткая Кольцеброс Доска с ребристой поверхностью Скакалка длинная Дорожка - балансир (лестница верёвочная напольная) 86. 87. 88. 89. 90. 91. Бревно гимнастическое напольное Батут детский Фишки, конусы для разметки игрового поля, площадки Стенка гимнастическая деревянная Бревно гимнастическое напольное Уголок передвижной с набором мелких пособий д.2500 в.1300 дл.2000 ш.350 дл.3000 ш. 240в.300 дл.1200-1500 д.1500 ш.200 дл.3000 дл.2350 ш.330 д. реек 5-6 дл.2400ш.100 в.150 д.1000-1200 в. 2700 дл.2400ш.100 в.150 - 1 4 3 комплекта 4 4 6 1 25 2 1 2 1 1 1 6 6 пролётов 1 1 комплект 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса Условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или группе. Педагогические работники, реализующие Программу, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей: · Обеспечение эмоционального благополучия; · Поддержка индивидуальности и инициативы; · Построение вариативного развивающего образования; · Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка В целях эффективной реализации Программы созданы условия: · Для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; Для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей; Для организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы Педагогические работники: всего - 12 - воспитатели – 10 /из них, старший воспитатель – 1 (внутренний совместитель)/ - инструктор по физической культуре – 1 - учитель – логопед – 1 На 01.09.2021 года: Образовательный ценз педагогов - высшее образование – 7 - среднее образование – 5 По результатам аттестации - высшая категория – 9 - первая категория – 2 - соответствие занимаемой должности – 1 3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания Для реализации Программы воспитания обеспечено внесение изменений и дополнений в 30 должностные инструкции педагогических работников, заключены договоры по сотрудничеству с центральной районной библиотекой, краеведческим музеем, литературным музеем имени С.Щипачева. В соответствии с Программой воспитания внесены изменения в: - Программу развития ДОУ; - должностные инструкции педагогических работников; - договоры о взаимодействии с социокультурными учреждениями города. - Рабочие программы воспитателей групп и педагогов, как часть основной образовательной программы ДОУ. - должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности в ДОУ. - документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в ДОУ). 3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития. Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий. На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО. На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых. 31 Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания; 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности; 5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка. Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются: 1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; 2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; 3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей; 4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество; 5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире; 6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ; 7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 3.7. Примерный календарный план воспитательной работы На основе рабочей программы воспитания ДОО составляет примерный календарный план воспитательной работы. Примерный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам: погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.); разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты; организация события, которое формирует ценности. Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз. Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого 32 события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности. События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть интегративными. Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы. В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении. Вид деятельности Группа Срок Праздники, фестивали, конкурсы 1. «Путешествие в Страну Старшая Сентябрь знаний» Подготовительная к школе 2. «Осенины – праздник сбора Старшая Сентябрь урожая» 3. «Покровская ярмарка» Старшая Октябрь Подготовительная к школе 4.«Золотая волшебница – Первая младшая Октябрь Осень!» Средняя 5. «Боровик в гостях у детей» Вторая младшая Октябрь 6. Конкурс чтецов «Унылая пора, очей, очарованье» 7.«Новогодний маскарад» 8. Музыкальный праздник «Осеннее путешествие по родной стране» 9.«День Матери» 10. Екатерина – санница – спортивный праздник 11.«Рождественские посиделки» 12. «День защитника Отечества» Старшая Подготовительная к школе Все возрастные группы Старшая, Подготовительная к школе группа Средняя Старшая Подготовительная к школе Средняя Старшая Подготовительная к школе Подготовительная к школе Средняя Старшая, Подготовительная к школе Музыкальный руководитель Воспитатели групп Ноябрь Декабрь Ноябрь Ноябрь Музыкальный руководитель Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели Декабрь Педагоги ДОУ Январь Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель Руководитель физического воспитания Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели Февраль 13. «Масленица» Старшая Подготовительная к школе Март 14. «8 марта – мамин день» Со второй младшей Март 33 Ответственный Музыкальный группы 15. «Весновка - свистунья» 16. «Прилёт птиц» 17. Шоу звёздами…» «Танцы со 18. «Юморина» 19. «Литературная гостиная» 20. «Ваш подвиг будет жить в веках» 21. Вечер поэзии «Им слово краткое «Отчизна» дороже было слов иных…» 22. Выпускной бал 23. Спортивный праздник «Осенний День здоровья» 24. Спортивное развлечение «Мой весёлый, звонкий мяч» 25.«Неделя забав» зимних игр и 24. Спортивный праздник «Ребятушки – солдатушки» 25. Лыжные гонки 26.Весенняя олимпиада 27. Спортивный «Города – герои» спортивная праздник 28. «Неделя здоровья» Старший дошкольный возраст Март Со второй младшей группы Апрель Со второй младшей группы Март Средняя Старшая Подготовительная к школе Старший дошкольный возраст Апрель Старшая Подготовительная к школе Старшая Подготовительная к школе группа Подготовительная к школе группа Май Средняя Старшая Подготовительная к школе группа Средняя Сентябрь Все возрастные группы Январь – февраль Средняя Старшая Подготовительная к школе Февраль Старшая Подготовительная к школе Старшая Подготовительная к школе Старшая Подготовительная к школе Все возрастные группы Март 34 Апрель Май Май Октябрь Апрель Апрель Май руководитель Воспитатели Педагоги Музыкальный руководитель Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели Воспитатели Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель Воспитатели Воспитатели групп Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель Воспитатели Руководитель физического воспитания Воспитатели групп 30. Интеллектуальноспортивная игра «Город дорожных наук» Старшая Подготовительная к школе группа Октябрь Средняя группа Январь 32.Праздник «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни» Старшая Подготовительная к школе группа Апрель 33. Физкультурно – музыкальный досуг с экологической направленностью «Кабы не было зимы» Подготовительная к школе группа Февраль 31.Викторина светофора» «Сигналы Организация выставок детских работ и рисунков 1. Персональные выставки Старшая В течение подготовительная к года школе группа 2. Выставки работ по группам Все возрастные группы В течение года 3. Выставка детских работ из Старшая Сентябрь природного материала Подготовительная к «Природа и фантазия» школе группа 4. Выставка детских Средняя, Октябрь аппликаций «Мой город» старшая 5. Выставка рисунков «В Старшая, Ноябрь здоровом теле – здоровый подготовительная к дух!» школе 6. Выставка рисунков Средняя, старшая Декабрь «Новогодняя елка» Средняя, старшая, Декабрь 7. Смотр – конкурс подготовит. к школе поделок «Лучшая елочная игрушка» 8. Выставка рисунков Старшая, подготовит. к Январь «Зимушка хрустальная» школе 9. Выставка рисунков Подготовит. к школе Февраль «Защитники Отечества» Март 10. Выставка рисунков Средняя, «Милой маме посвящается» старшая, подготовит. к школе 11. Выставка рисунков Старшая, подготовит. к Апрель «Тайны космоса» школе 12.Конкурс рисунков «Я с дорогою на Вы» 13. Выставка рисунков Старшая Подготовительная к школе Средняя, старшая 35 Музыкальный руководитель Руководитель физического воспитания Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели Музыкальный руководитель Руководитель физического воспитания Воспитатели Музыкальный руководитель Руководитель физического воспитания Воспитатели Воспитатели Воспитатели Руководитель ИЗО Воспитатели Воспитатели Воспитатели Руководитель ИЗО Воспитатели Руководитель ИЗО Воспитатели Руководитель ИЗО Воспитатели Руководитель ИЗО Апрель Воспитатели Май Воспитатели «Первые цветы» 14. Выставка работ художественно – продуктивной деятельности «Чему мы научились за год» Подготовительная к школе 36 Май Воспитатели Основные понятия, используемые в Программе Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций. Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде. Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессиональнородительская). Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе. Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности. Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях. Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметнопространственную среду, деятельность и социокультурный контекст. 37 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)