выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии; определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуальноличностных особенностей детей; осуществления необходимой коррекции нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста; предупреждение нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста; формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде; реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специальной помощи в развитии речи; осуществление пропаганды логопедических знаний среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (законных представителей); совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника; интеграция воспитания и обучения детей с получением специализированной помощи в развитии речи; распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия. 3. Направления деятельности логопедического пункта 3.1. Выделяют следующие направления логопункта ДОУ: 3.1.1. диагностическое; 3.1.2. коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности); 3.1.3. информационно-методическое: оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения; организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающей деятельности; организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению; сбор информации о деятельности логопедического пункта детского сада и её анализ. 4. Порядок создания логопункта 4.1. Логопедический пункт в дошкольном образовательном учреждении открывается при необходимости исправления нарушений речи у дошкольников 4-7 лет на основании данных обследования детей. 4.2. Логопедический пункт создается приказом заведующего ДОУ в срок до октября текущего года, на основании утвержденного психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) списочного состава детей с нарушениями речи. 4.3. Решение об открытии логопедического пункта рассматривается на Совете ДОУ, возможность открытия логопункта фиксируется в Уставе дошкольного образовательного учреждения, разрабатывается и утверждается “Положение о логопедическом пункте в ДОУ”. 4.4. Заведующий дошкольным образовательным учреждением обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционной и педагогической работы; подбирает учителей-логопедов для коррекционной работы. 4.5. На должность учителя-логопеда назначается лицо с высшим педагогическим или дефектологическим образованием, владеющее методами нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. 5. Комплектование логопедического пункта 5.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих дошкольное образовательное учреждение. 5.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопедическом пункте осуществляется по заключению ПМПК, на основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением и заявления родителей (законных представителей) воспитанника. 5.3. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие следующие нарушения в речевом развитии: фонематические; фонетико-фонематические; фонетико-фонематические с дизартрическим компонентом. 5.4. Не подлежат приёму на логопедический пункт ДОУ дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР I, II, III уровней, дизартрия, алалия и задержкой психического развития). Родителям (законным представителям) таковых детей рекомендуется направление в специализированные дошкольные учреждения, в которых есть логопедические группы для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. В случае отказа родителей (законных представителей) воспитанника от перевода ребёнка со сложной речевой патологией в специализированные группы учитель-логопед детского сада не несёт ответственности за полное устранение дефекта. 5.5. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 20 детей в течение года. 5.6. Учитель-логопед ДОУ в течение учебного года проводит обследование речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3-х летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей с 4 до 7 лет для коррекционной работы и представляется в 3-х экземплярах в ПМПК. 5.7. На РПМПК для зачисления ребенка в логопедический пункт необходимо предоставить те же документы, что и зачисления в логопедическую группу. 5.8. Прием детей на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения производится по мере освобождения места в течение всего учебного года. 5.9. Утверждение списочного состава воспитанников, посещающих логопедический пункт, осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением. 6. Организация деятельности логопедического пункта 6.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопункте дошкольного образовательного учреждения являются индивидуальные и подгрупповые занятия. 6.2. Занятия с детьми на логопедическом пункте ДОУ проводятся ежедневно, как в часы свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику, утвержденному приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 6.3. Продолжительность занятий не должна превышать времени, предусмотренному физиологическими особенностями возраста детей и СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6.4. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития. Длительность проведения индивидуальных занятий от 10-20 минут, подгрупповых от 15-30 минут. 6.5. Начало и продолжительность учебного года на логопедическом пункте соответствует работе дошкольного образовательного учреждения. 6.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ и составляет: 6 месяцев - с детьми, имеющими НПОЗ (не произношение отдельных звуков), 1 год - с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения (ФФН) речи; детям с ФФН дизартрический компонент, заикание – 2 года. По решению специалистов ПМПК. 6.7. Организация всей коррекционной деятельности на логопункте ДОУ обеспечивается: своевременным обследованием детей; рациональным составлением расписаний совместной образовательной деятельности с детьми; планированием подгрупповой и индивидуальной логопедической работы; оснащением логопункта дошкольного образовательного учреждения необходимым оборудованием и наглядными пособиями; совместной работой учителя-логопеда с воспитателями и родителями (законными представителями) воспитанников. 6.8. С целью оптимизации коррекционной деятельности с родителями детей, посещающих занятия на логопедическом пункте, заключается договор о взаимодействии, заявление о зачислении ребенка на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения. 6.9. Воспитанники ДОУ выпускаются из логопедического пункта после обследования специалистами ПМПК в течение учебного года. Списки детей-выпускников оформляются протоколом в трёх экземплярах по единой форме 6.10. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 18 ч. отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 ч. на организационнометодическую и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 6.11. Воспитатель в группе планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи воспитанника, слышать дефекты речи, обращать внимание на чистоту произношения. 6.12. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками ДОУ занятий несут родители (законные представители) воспитанников, учитель-логопед, воспитатель и заведующий дошкольным образовательным учреждением. Сайт положений для ДОУ http://ohrana-tryda.com 7. Участники коррекционно-образовательной деятельности 7.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений на логопункте дошкольного образовательного учреждения являются ребенок, родители (законные представители) воспитанника, учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатель. 7.2. Обязанности учителя-логопеда ДОУ: проведение обследования речевого развития детей ДОУ, своевременное выявление детей с первичной речевой патологией; регистрация списка воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи, оптимальное комплектование групп; определение периодичности, продолжительности проведения индивидуальных и подгрупповых занятий на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения; планирование и осуществление качественной коррекционной работы с детьми, зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии устной речи; составление индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в дошкольное образовательное учреждение; оказание консультативной помощи детям и родителям (законным представителям) воспитанников; отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников ДОУ, зачисленных на логопедический пункт; корректировка содержания коррекционной работы, методов, приемов логопедической помощи воспитанникам; оказание консультативной помощи педагогическим работникам детского сада, родителям (законными представителями) воспитанников в определении причин нарушений речи, информирование их о ходе коррекционной работы, дача рекомендаций; осуществление работы по взаимодействию с воспитателями ДОУ, педагогом-психологом, врачами-специалистами детской поликлиники и специалистами ПМПК; информирование участников педагогического совета о задачах, содержании и результатах работы на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения; повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения; ведение необходимой документации по планированию, проведению коррекционной работы; участие в работе методических объединений учителей-логопедов; составление ежегодного отчета по итогам работы. 7.3. Права учителя-логопеда: самостоятельно отбирать методы и приёмы коррекционной работы с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения; повышать свою профессиональную квалификацию и проходить аттестацию в соответствии с действующими нормативными документами; осуществлять связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. контролировать выполнение воспитателями рекомендаций по речевому развитию детей, зачисленных на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения. 7.4. Ответственность учителя-логопеда учитель-логопед, осуществляющий деятельность в логопедическом пункте ДОУ, несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения детей с нарушениями речи. 7.5. Воспитатель ДОУ: создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы; проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт; наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи; планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию детей, зачисленных на логопедический пункт; участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников ДОУ, зачисленных на логопедический пункт; осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на логопедический пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня. взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ по вопросам освоения образовательной программы детей, зачисленных на логопедический пункт. вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников, зачисленных на логопедический пункт, обеспечивает заинтересованность в ее результативности. 7.6. Администрация ДОУ: обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы; подбирает педагогических работников для коррекционной работы. обеспечивает логопедический пункт специальным оборудованием, учебнонаглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы согласно рекомендуемому списку. 7.7. Учитель-логопед и воспитатели обязаны соблюдать права детей, занимающихся на логопедическом пункте в детском саду, внимательно относиться к воспитанникам, сотрудничать в плане коррекционной работы с родителями (законными представителями) воспитанников. 7.8. Воспитанник с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о правах ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и ФГОС дошкольного образования. 7.9. Родители (законные представители) воспитанника создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения по преодолению речевых нарушений ребенка. 8. Управление логопедическим пунктом 8.1. Непосредственно руководство работой логопедического пункта осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением, в ведении которого находится логопедический пункт. 8.2. Контроль над работой логопедического пункта осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением, а также городской (районной) ПМПК. 9. Документация логопедического пункта 9.1. Для фиксирования коррекционно-образовательной деятельности учитель-логопед ведет на логопункте ДОУ следующую документацию: 1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения. 2. Годовой план работы учителя-логопеда. 3. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения. 4. Выписка из протокола заседания ПМПК по вводу и выводу детей из логопедического пункта. 5. Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения. 6. Индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника, зачисленного в логопедический пункт. 7. Акт обследования речевой деятельности. 8. Индивидуальные тетради воспитанников. 9. Журнал первичного обследования детей дошкольного образовательного учреждения. 10. Список воспитанников ДОУ, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на начало каждого учебного года по результатам первичного обследования. 11. Планы индивидуальных и подгрупповых логокоррекционных занятий с детьми. 12. График работы учителя-логопеда. 13. Журнал динамического наблюдения. 14. Журнал учета движения детей на логопункте. 15. Журнал учета посещаемости. 16. Паспорт логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения. 17. Рабочая программа. 18. Отчет о результатах работы за учебный год. 10. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопункта 10.1. Для логопедического пункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям действующих СаНПиН. Оригинал положения http://ohrana-tryda.com/node/2225 10.2. Не рекомендуется размещать на стенах логопедического пункта картины, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционной деятельностью. 10.3. На администрацию дошкольного образовательного учреждения возлагается ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и ремонт. 10.4. Логопедический пункт финансируется дошкольным образовательным учреждением, на базе которого он создан. 11. Заключительные положения 11.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Советом ДОУ и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения. 11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Согласовано с педагогическим советом МАДОУ «Детский сад № 9» Протокол от 07 ноября 2024 г. № _4____