Положение о логопункте (сайт)














выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии;
определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации
речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуальноличностных особенностей детей;
осуществления необходимой коррекции нарушения звукопроизношения у детей дошкольного
возраста;
предупреждение нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;
формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального
благополучия в своей адаптивной среде;
реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с
получением специальной помощи в развитии речи;
осуществление пропаганды логопедических знаний среди педагогов ДОУ, родителей
воспитанников (законных представителей);
совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями,
потребностями и интересами дошкольника;
интеграция воспитания и обучения детей с получением специализированной помощи в
развитии речи;
распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики
речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического
воздействия.

3. Направления деятельности логопедического пункта
3.1. Выделяют следующие направления логопункта ДОУ:
3.1.1. диагностическое;
3.1.2. коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации
недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);
3.1.3. информационно-методическое:





оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающей деятельности;
организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии
с требованиями к его оснащению;
сбор информации о деятельности логопедического пункта детского сада и её анализ.

4. Порядок создания логопункта
4.1. Логопедический пункт в дошкольном образовательном учреждении открывается при
необходимости исправления нарушений речи у дошкольников 4-7 лет на основании данных
обследования детей.
4.2. Логопедический пункт создается приказом заведующего ДОУ в срок до октября текущего года,
на основании утвержденного психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК)
списочного состава детей с нарушениями речи.
4.3. Решение об открытии логопедического пункта рассматривается на Совете ДОУ, возможность
открытия логопункта фиксируется в Уставе дошкольного образовательного учреждения,
разрабатывается и утверждается “Положение о логопедическом пункте в ДОУ”.

4.4. Заведующий дошкольным образовательным учреждением обеспечивает создание условий для
проведения с детьми коррекционной и педагогической работы; подбирает учителей-логопедов для
коррекционной работы.

4.5. На должность учителя-логопеда назначается лицо с высшим педагогическим или
дефектологическим
образованием,
владеющее
методами
нейропсихологического
обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций,
индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и
практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в
соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
5. Комплектование логопедического пункта
5.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из
числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
5.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопедическом пункте осуществляется по заключению
ПМПК, на основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением и заявления
родителей (законных представителей) воспитанника.
5.3. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие следующие нарушения в речевом
развитии:




фонематические;
фонетико-фонематические;
фонетико-фонематические с дизартрическим компонентом.
5.4. Не подлежат приёму на логопедический пункт ДОУ дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР I, II, III уровней, дизартрия, алалия и задержкой психического развития). Родителям (законным
представителям) таковых детей рекомендуется направление в специализированные дошкольные
учреждения, в которых есть логопедические группы для достижения максимального эффекта в
работе по коррекции речевых нарушений. В случае отказа родителей (законных представителей)
воспитанника от перевода ребёнка со сложной речевой патологией в специализированные группы
учитель-логопед детского сада не несёт ответственности за полное устранение дефекта.
5.5. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции
речи от 12 до 20 детей в течение года.
5.6. Учитель-логопед ДОУ в течение учебного года проводит обследование речевого развития
воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3-х летнего возраста. По
результатам обследования формируется списочный состав детей с 4 до 7 лет для коррекционной
работы и представляется в 3-х экземплярах в ПМПК.
5.7. На РПМПК для зачисления ребенка в логопедический пункт необходимо предоставить те же
документы, что и зачисления в логопедическую группу.
5.8. Прием детей на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения производится
по мере освобождения места в течение всего учебного года.
5.9. Утверждение списочного состава воспитанников, посещающих логопедический пункт,
осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением.
6. Организация деятельности логопедического пункта

6.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопункте
дошкольного образовательного учреждения являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
6.2. Занятия с детьми на логопедическом пункте ДОУ проводятся ежедневно, как в часы свободные
от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику, утвержденному приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.
6.3. Продолжительность занятий не должна превышать времени, предусмотренному
физиологическими особенностями возраста детей и СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.4. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от
характера нарушения речевого развития. Длительность проведения индивидуальных занятий от 10-20
минут, подгрупповых от 15-30 минут.
6.5. Начало и продолжительность учебного года на логопедическом пункте соответствует работе
дошкольного образовательного учреждения.
6.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных
особенностей воспитанников ДОУ и составляет: 6 месяцев - с детьми, имеющими НПОЗ (не
произношение отдельных звуков), 1 год - с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения
(ФФН) речи; детям с ФФН дизартрический компонент, заикание – 2 года. По решению специалистов
ПМПК.
6.7. Организация всей коррекционной деятельности на логопункте ДОУ обеспечивается:






своевременным обследованием детей;
рациональным составлением расписаний совместной образовательной деятельности с детьми;
планированием подгрупповой и индивидуальной логопедической работы;
оснащением логопункта дошкольного образовательного учреждения необходимым
оборудованием и наглядными пособиями;
совместной работой учителя-логопеда с воспитателями и родителями (законными
представителями) воспитанников.

6.8. С целью оптимизации коррекционной деятельности с родителями детей, посещающих
занятия на логопедическом пункте, заключается договор о взаимодействии, заявление о
зачислении ребенка на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения.
6.9. Воспитанники ДОУ выпускаются из логопедического пункта после обследования
специалистами ПМПК в течение учебного года. Списки детей-выпускников оформляются
протоколом в трёх экземплярах по единой форме
6.10. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном
логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 18 ч. отводится на
непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 ч. на организационнометодическую и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями
(законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
6.11. Воспитатель в группе планирует свою работу с учетом программных требований и
речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в
формировании речи воспитанника, слышать дефекты речи, обращать внимание на чистоту
произношения.
6.12. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками ДОУ занятий несут
родители (законные представители) воспитанников, учитель-логопед, воспитатель и
заведующий дошкольным образовательным учреждением.
Сайт положений для ДОУ http://ohrana-tryda.com

7. Участники коррекционно-образовательной деятельности

7.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений на логопункте дошкольного
образовательного учреждения являются ребенок, родители (законные представители)
воспитанника, учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатель.
7.2. Обязанности учителя-логопеда ДОУ:








проведение обследования речевого развития детей ДОУ, своевременное выявление детей с
первичной речевой патологией;
регистрация списка воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи, оптимальное
комплектование групп;

определение периодичности, продолжительности проведения индивидуальных и
подгрупповых занятий на логопедическом пункте дошкольного образовательного
учреждения;
планирование и осуществление качественной коррекционной работы с детьми,
зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии
устной речи;
составление индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей,
имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в дошкольное
образовательное учреждение;



оказание консультативной помощи детям и родителям (законным представителям)
воспитанников;



отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников ДОУ,
зачисленных на логопедический пункт;
корректировка содержания коррекционной работы, методов, приемов логопедической
помощи воспитанникам;
оказание консультативной помощи педагогическим работникам детского сада,
родителям (законными представителями) воспитанников в определении причин
нарушений речи, информирование их о ходе коррекционной работы, дача
рекомендаций;




осуществление работы по взаимодействию с воспитателями ДОУ, педагогом-психологом,
врачами-специалистами детской поликлиники и специалистами ПМПК;

информирование участников педагогического совета о задачах, содержании и результатах
работы на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения;

повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей)
воспитанников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих
речевые нарушения;

ведение необходимой документации по планированию, проведению коррекционной работы;

участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

составление ежегодного отчета по итогам работы.
7.3. Права учителя-логопеда:







самостоятельно отбирать методы и приёмы коррекционной работы с воспитанниками
дошкольного образовательного учреждения;
повышать свою профессиональную квалификацию и проходить аттестацию в соответствии с
действующими нормативными документами;

осуществлять связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии.
контролировать выполнение воспитателями рекомендаций по речевому развитию
детей, зачисленных на логопедический пункт дошкольного образовательного
учреждения.

7.4. Ответственность учителя-логопеда


учитель-логопед, осуществляющий деятельность в логопедическом пункте ДОУ, несет
ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой
патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения детей с

нарушениями речи.

7.5. Воспитатель ДОУ:

создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и
профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы;

проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы
дошкольного образования воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт;

наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и признаки
формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов
развития устной речи;

планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому
развитию детей, зачисленных на логопедический пункт;

участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий,
обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с
учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников ДОУ,
зачисленных на логопедический пункт;

осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на
логопедический пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в
течение дня.

взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями)
воспитанников ДОУ по вопросам освоения образовательной программы детей,
зачисленных на логопедический пункт.

вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников,
зачисленных
на
логопедический
пункт,
обеспечивает
заинтересованность в ее результативности.
7.6. Администрация ДОУ:

обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы;

подбирает педагогических работников для коррекционной работы.

обеспечивает логопедический пункт специальным оборудованием, учебнонаглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы согласно
рекомендуемому списку.
7.7. Учитель-логопед и воспитатели обязаны соблюдать права детей, занимающихся на
логопедическом пункте в детском саду, внимательно относиться к воспитанникам,
сотрудничать в плане коррекционной работы с родителями (законными представителями)
воспитанников.
7.8. Воспитанник с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о
правах ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и ФГОС
дошкольного образования.
7.9. Родители (законные представители) воспитанника создают в семье условия
благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с
педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения по преодолению
речевых нарушений ребенка.
8. Управление логопедическим пунктом
8.1. Непосредственно руководство работой логопедического пункта осуществляется
заведующим дошкольным образовательным учреждением, в ведении которого находится
логопедический пункт.
8.2. Контроль над работой логопедического пункта осуществляется заведующим
дошкольным образовательным учреждением, а также городской (районной) ПМПК.
9. Документация логопедического пункта

9.1. Для фиксирования коррекционно-образовательной деятельности учитель-логопед ведет
на логопункте ДОУ следующую документацию:
1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных на логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками,
зачисленными на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения.
4. Выписка из протокола заседания ПМПК по вводу и выводу детей из логопедического
пункта.
5. Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
6. Индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника, зачисленного
в логопедический пункт.
7. Акт обследования речевой деятельности.
8. Индивидуальные тетради воспитанников.
9. Журнал первичного обследования детей дошкольного образовательного учреждения.
10. Список воспитанников ДОУ, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на
начало каждого учебного года по результатам первичного обследования.
11. Планы индивидуальных и подгрупповых логокоррекционных занятий с детьми.
12. График работы учителя-логопеда.
13. Журнал динамического наблюдения.
14. Журнал учета движения детей на логопункте.
15. Журнал учета посещаемости.
16. Паспорт логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
17. Рабочая программа.
18. Отчет о результатах работы за учебный год.
10. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопункта
10.1. Для логопедического пункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям
действующих СаНПиН.
Оригинал положения http://ohrana-tryda.com/node/2225

10.2. Не рекомендуется размещать на стенах логопедического пункта картины, рисунки и таблицы,
не связанные с коррекционной деятельностью.
10.3. На администрацию дошкольного образовательного учреждения возлагается ответственность за
оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и ремонт.
10.4. Логопедический пункт финансируется дошкольным образовательным учреждением, на базе
которого он создан.

11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Советом ДОУ и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.

11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.

11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Согласовано с педагогическим советом МАДОУ «Детский сад № 9»

Протокол от 07 ноября 2024 г. № _4____


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».