работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников;
повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность
дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность;
сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов
дошкольного образовательного учреждения;
формирование единых ориентиров у воспитанников.
2.3. Основные задачи работы:
организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного
образовательного учреждения;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи;
осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования
(в случае его организации)
активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях;
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ
к традиционной культуре;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия
родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников
в области защиты прав и достоинств ребенка;
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей
(законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам
воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического,
познавательного, речевого, технического развития детей;
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы МАДОУ «Детский сад № 9»
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с
семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов
индивидуального взаимодействия;
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка.
принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным
учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых
факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в ДОУ
эмоционально-благоприятной атмосферы;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого
принуждения).
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание,
здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного
вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной
культуре;
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и
педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании
ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического
работника;
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников на учебный год, который является приложением к годовому плану. Его
содержание определяется задачами, стоящими перед ДОУ и конкретными условиями
работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
предполагает следующие этапы работы:
изучение семей воспитанников с целью выяснения ее возможностей по воспитанию
детей;
группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной
цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы
ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и
семьи:
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей,
позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности,
системы
согласования
личных,
индивидуальных
и
общественных, общечеловеческих ценностей;
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения
детей к ценностям традиционной культуры;
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного
образовательного учреждения с родителями (законными представителями)
воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями (индивидуального развития
детей в семье):
анкетирование;
наглядная пропаганда педагогических знаний;
родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение, выработка общих
ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); консультации,
инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации опыта работы;
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
тренинги;
почта доверия;
тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
семейные проекты, совместные акции;
творческие проекты;
4.6. Организация методической работы с педагогами:
семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование
ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду,
рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с
родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества с семьей:
методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации;
методы организации совместной деятельности (планирование, организация и
контроль);
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее Положение о взаимодействии МАДОУ «Детский сад № 9» с семьями
воспитанников является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом
совете образовательного учреждения, утверждается руководителем ДОУ с учетом мнения
Родительского комитета..
5.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
5.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.
5.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.