01.01.2017
Развитие мелкой моторики в художественном труде как средство подготовки руки дошкольника к письму
Автор: Абрамова Е.Д.,
воспитатель первой квалификационной категории
Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника сформированы психические познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, запас собственно знаний. «Концепция содержания непрерывного образования» подтверждает, что целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью,- любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению это развитие крупной и мелкой моторики. Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п. под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, кисточкой, карандашом, иголкой. Линии на рисунке должны быть прямые, а не дрожащие, прерывистые, неровные. Ребенок должен уметь «видеть строку» и рисовать или писать в ней; «видеть клеточки» и четко вести по ним рисунок. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Еще известный физиолог В. М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит интеллекта. На кистях рук располагается множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас даже в детские сады родители приносят обувь на липучках, чтобы ребенок не брал на себя труд учиться завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине и как следствие слабое развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают трудности с овладением навыков письма. А ведь письмо – это сложный навык тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте, а именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон, развитие мелких мышц.
Одним из факторов, позволяющих развивать мелкую моторику у детей, является занятие художественным трудом. Ценность занятий различными видами художественного труда (поделки из бумаги, природного материала; работа с тканью, нитками и т.п.) аргументируется развитием у дошкольников моторики, координации, усидчивости, аккуратности, самоконтроля, умения доводить порученное дело до конца. Художественный труд крайне полезное для общего развития ребенка занятие. Здесь формируется общая умелость руки, в том числе мелкая моторика - важный показатель физического и нервно-психического развития. Кроме того, при выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню мышления - наглядно-образному – и будет уже оперировать не предметами, а их образами.
В старшей группе рекомендованы занятия с использованием техники изонити.
Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника была использована в совместной деятельности мною с детьми в старшей, а затем и в подготовительной к школе группе.
На занятиях изонитью ставятся следующие задачи:
- развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений рук под контролем глаз;
- развитие сенсорного восприятия;
- развитие логического мышления;
- развитие математических представлений;
- воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности.
Прежде чем приступить к работе с изонитью, необходимо заинтересовать детей этим видом художественного труда.
Результаты использования техники изонити показали, что этот вид художественного труда хорошо усваивается детьми, расширяет их круг знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки. Занятия детей изонитью дали кистям и пальцам рук силу, подвижность и ловкость, что облегчило овладение детьми навыками письма.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017